Интегративные образовательные практики

Организационно-технологический блок модели

Шаг 1. Рождение и нормативно-правовое закрепление идеи

Организационно-педагогические задачи:

  1. Анализ проблем и ресурсов образовательной организации для решения образовательных задач формирования метапредметных результатов образования.
  2. Выделение тематических циклов, обеспечивающих интеграцию урочной и внеурочной деятельности.
  3. Поиск формы внедрения нелинейного расписания для организации интегративных образовательных практик.
  4. Создание концепции.
  5. Создание локальных нормативно-правовых актов, регулирующих образовательную деятельность.

Методический комментарий по решению организационных задач:

Задача 1.

Проанализировав проблемы образовательной практики и опыт инновационной деятельности гимназии , мы выделили метапредметные результаты образования как ведущие при формулировании образовательных целей деятельности и, прежде всего, разработали компетентностную модель образовательных результатов. Основным критерием для нас выступала идея уровней самостоятельности ученика. Поэтому мы выделили 3 основных компонента: уровень готовности к самостоятельному решению проблем, готовность к взаимодействию, готовность к рефлексии и самооценке. Исходя из этих целей, необходимо было ответить на вопрос, как и в какой последовательности, на каком содержательном материале и с помощью каких организационно-педагогических форм расширить образовательные возможности обучающихся.

Идея интегративных практик родилась именно как поиск возможностей большей самостоятельности и активной деятельности обучающихся, так и в контексте развития именно коммуникативных и регулятивно-рефлексивных умений, непосредственно выводящих нас на уровень личной возрастной компетентности обучающихся.

Задача 2.

Проектируя тематические циклы, мы выделили коммуникацию и сотрудничество как наиболее сложные универсальные практические умения, проектно-исследовательскую деятельность как компонент образовательной программы и социальный опыт обучающихся как основной результат реализации программы воспитания и социализации. Таким образом, мы интегрировали различные направления развития метапредметных результатов, сделав интегративные практики образовательными событиями, погружающими обучающихся в определенный вид образовательной деятельности, с одной стороны, позволяющими сделать рефлексивные остановки, с другой, и обеспечивающими выход за пределы традиционных образовательных форм, с третьей.

Такой выход за пределы классно-урочных форм, включая внеурочные занятия, потребовал новых организационных решений. Решение виделось нам в поиске нелинейной форм организации образовательной деятельности.

Задача 3.

Проведя аналоговый анализ, мы увидели, что есть несколько моделей внедрения нелинейного расписания:

Вид опытаОсновные содержание опытаОтличия от аналогов
1. Модель нелинейного расписания в школе полного дня Предполагает чередование урочных и внеурочных занятий в первой и во второй половине дня. Не может быть использована в гимназии в силу повышенной учебной нагрузки на обучающихся.
2. Модель учебных циклов Предполагает цикличность расписания не на уровне дня, а при использовании больших временных периодов (неделя, четверть, триместр, полугодие). Используется нами с выделением одного дня в четверть для погружения в интегративные практики.
3. Модель погружения Предполагает проектирование расписания на неделю на основе погружения в учебный предмет с использованием ресурсов внеурочной деятельности. Используется нами не для погружения в учебный предмет, а для погружения в разные виды практик (коммуникативные, проектно-исследовательские, социальные). Нелинейное динамическое расписание используется для составления сценария проведения Дня практики.
4. Модель выделения времени для занятий по интересам Предполагает разделение учебных занятий на 2 половины с выделением времени для занятий по интересам в середине учебного дня. Пока не используется нами.
5. Модель нелинейного расписания внеурочной деятельности Предполагает динамическое распределение часов внеурочной деятельности, в том числе с использованием каникулярного времени Может быть использована при дальнейшем развитии опыта введения интегративных образовательных практик.
6. Модель индивидуальных образовательных маршрутов для одаренных детей Предполагает создание индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных программ и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов детей, имеющих особые образовательные потребности Используется при организации проектно-исследовательской деятельности
7. Модель использования разных форм уроков (внутренняя нелинейность образовательной деятельности) ПРеализуется за счет планирования разных форм уроков (мастерских, образовательных путешествий, конференций, семинаров, тренингов) Используется в гимназии

Выводы:

  1. В отличие от большинства существующих моделей проектирования нелинейного расписания мы ориентируемся на модель учебно-тематических циклов, модель погружения в практики, организацию деятельности во временных детских объединениях (в перспективе – разновозрастных).
  2. Наша модель является интегративной по отношению к существующим моделям и не ломает традиционную технологию организации образовательной деятельности, что позволяет минимизировать риски.

Форма нелинейного расписания, к которой пришли мы, позволяет выделять один день по окончании четверти. Перспективными являются модели нелинейной организации внеурочной деятельности и внутренней нелинейности за счет согласованности и разнообразия форм урочных занятий.

Организационная модель нелинейного расписания
5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс
День коммуникации Приобретение опыта коммуникации детей в группе, составленной из учеников разных классов Расширение опыта в решении моральных проблем на основе личностного выбора Серия мастер-классов (представленных учащимися) в группах по интересам «Мои увлечения» Приобретение опыта взаимодействия со взрослыми (уроки -интервью) Приобретение опыта участия в социально значимой деятельности (в роли организатора тренингов, игр для младших учеников)
День исследователя Приобретение опыта публичного выступления в виде короткого устного сообщения Приобретение опыта публичного выступления в виде устного сообщения с электронной презентацией Приобретение опыта публичного выступления в виде стендового доклада Приобретение опыта рецензирования проекта другого ученика Приобретение опыта публичной защиты собственного проекта
День образовательного путешествия «Я и мой город» Групповые путешествия по заданному маршруту «Я и мой район». Участие в создании группового макета Групповые путешествия по заданному маршруту «Петербург культурный» Участие в подготовке инсценированного представления Групповые путешествия по заданному маршруту «Петербург общественный» Участие в дебатах Групповые путешествия по выбранному маршруту «Петербург научный».Участие в конференции Групповые путешествия по исследовательскому маршруту «Петербург промышленный». Участие в подготовке выставки

В течение каждого такого дня нестандартные занятия (тренинги, практикумы, игры, мастерские) чередуются с активными переменами, где ученик приобретает опыт работы по совершенствованию своего тела, различных систем организма (зрения, позвоночника и пр.). Таким образом, интегративная практика приобретает еще более универсальный смысл. Существенное внимание в рамках дня уделяется рефлексии в специальных листах портфолио на тему личностного роста, как интеллектуального, так и физического.

Задача 4.

Концепция проведения интегративных практик родилась из идеи проектирования именно пространства образовательной деятельности, под которым мы понимаем, вслед за Л.С.Выготским, взаимодействие среды, детей и взрослых, пространство формируется тогда, когда есть яркие образовательные события, личная включенность, формирующая индивидуальный субъектный опыт. Пространство можно понимать и как области развития личности и как формы организации событий, и как предметно закрепленные места (например, студии интегративных практик). Это представлено на схеме, графически обобщающей наши идеи:

Задача 5.

Нормативное закрепление этих идей было сделано при разработке основной образовательной программы ООО, инновационной образовательной программы, Положения об организации интегративных образовательных практик, Положение о проектно-исследовательской деятельности, и соответствующих приказов и распоряжений директора. Шаблоны основных документов представлены в организационно-педагогическом блоке модели, описывающем необходимые ресурсы для организации интегративных образовательных практик.

Шаг 2. Подготовительная работа

Организационно-педагогические задачи:

  1. Организация информационно-методической работы с педагогами.
  2. Организация информационной работы с родителями и партнерами.
  3. Решение комплексных организационных задач.
  4. Подготовка инструментов и оборудования.

Методический комментарий по решению организационных задач:

Задача 1.

Методическая работа с педагогами включала проведение педсовета и создание малых творческих групп для реализации ООП гимназии по формированию метапредметных умений учащихся, разработку методических материалов и индивидуальное консультирование организаторов образовательных событий, инструктирование классных руководителей параллели 5 классов.

Задача 2.

В рамках привлечения родителей как участников образовательных отношений было проведено родительское собрание и индивидуальные консультации, определены формы участия. Родители пятиклассников стали активными участниками подготовки своих детей к защите индивидуального проекта, а также сопровождающими в передвижении по городу в День горожанина. В последующих классах предполагается привлекать родителей к сотрудничеству для приобретения детьми опыта взаимодействия со взрослыми (интервью, мастер-классы, участие в совместных проектах).

Задача 3.

Порядок организационных действий предполагал внесение изменений в рабочие программы и составление нелинейного расписания на год, анкетирование учащихся и распределение их по временных группам, не совпадающим с классными коллективами. Следующим шагом было проведение инструктажей для разных категорий участников, в том числе старшеклассников-волонтеров, являющихся кураторами, организаторами динамических пауз и тьюторами исследовательских работ пятиклассников.

Задача 4.

предполагала обеспечение участников необходимыми материалами (маршрутные листы, листы самооценки, шаблоны и др.), обеспечение учащихся информационными ресурсами (доступ к инструкциям, памяткам, советам и др.). Важным этапом подготовки стала логистика движения пятиклассников в течение дни и оборудование пространств (студий) для проведения интегративных практик, в том числе пространство для арт-перемен, спортивных залов и площадок для подвижных перемен. Подготовка включала также разработку сценариев дней и сценариев занятий с детьми (см. Блок 4).

Шаг 3. Организация практик

Организационно-педагогические задачи:

  1. Комплектование временных групп обучающихся
  2. Инструктирование и вручение маршрутных листов
  3. Организация образовательных событий в течение дня
  4. Подведение итогов дня.

Методический комментарий по решению организационных задач:

Принципиальным для нас является распределение детей в дни интегративных практик на большое количество групп по 10-12 человек, с тем, чтобы каждый ученик был активным участником образовательного события. В День коммуникации эти группы составлены из детей разных классов в зависимости от результатов анкетирования их на предмет коммуникации. Для каждой группы проводятся занятия, позволяющие педагогу поработать с теми затруднениями, которые испытывают ученики при общении. В День горожанина ученики делятся на группы произвольно, но в них работают ученики из одного класса.

Информирование учащихся о предстоящих днях нелинейного расписания проводится многократно, на классных часах. Маршрутные листы выдаются в день проведения интегративной практики. На Дне коммуникации в нем обозначены кабинеты, в которых пройдут 3 занятия (игра, тренинг, мастерская), на Дне горожанина – тот объект Кировского района, который группе предстоит увидеть, изучить, выполнить его макет и защитить коллективный проект.

Для Дня интегративной практики (далее-Дня ИП) составляется особое расписание, в котором нет обязательных уроков. Весь ход каждого Дня ИП описан в подробном сценарии, День обязательно начинается и заканчивается общим сбором всех учеников параллели. Существенным моментом каждого Дня является рефлексия самостоятельной деятельности учеников. Для этого в течение Дня предусматривается специальное время. Результат рефлексии ученику предлагается описать на специальных страницах Портфолио пятиклассника, разработанного творческой группой учителей гимназии. К участию в Днях ИП привлекаются педагоги гимназии, в том числе и не работающие в данной параллели классов. Тем самым мы решаем две задачи: обеспечиваем, например, кураторство всех индивидуальных проектов учеников, и с другой стороны, развиваем у детей навыки коммуникации в общении и сотрудничестве с незнакомым им человеком. Необходимо подчеркнуть, что для нас принципиальным является выполнение и защита каждым пятиклассником индивидуального проекта в полном соответствии с требованиями ФГОС ООО и образовательной программой гимназии.

Наверх