Интегративные образовательные практики

Концептуальный блок модели

Обоснование актуальности проблемы :

Проблемы образовательной практики введения ФГОС нового поколения обусловлены необходимостью комплексных изменений образовательной деятельности на уровне содержания и технологий образования и напрямую связаны с уровнем готовности образовательных систем к осмыслению и реализации этих изменений.

На основе анализа региональной образовательной практики можно выделить три группы проблем, влияющих на эффективность этого процесса:

  • социально-психологические, связанные с необходимостью новых подходов к организации процессов образования и степенью готовности субъектов образовательных отношений;
  • организационно-технологические, предполагающие разработку и эффективное внедрение новых подходов;
  • проблемы формирования новой системы условий (нормативно-правовых, кадровых, организационных, материально-технических, сетевых). Анализ существующих проблем представлен в таблицах:
Таблица 1
Социально-психологические
  • Противоречие между традиционной ролью педагога и необходимостью освоения новых ролей профессиональной деятельности;
  • Противоречие между актуальной профессионально-личностной готовностью педагогов и необходимостью изменения образовательной деятельности через проектирование субъектной позиции обучающихся
  • Противоречие между сложившейся ролью родитлей как заказчиков образовательных услуг и необходимости разделенной, равной ответственности за результаты образования и личностного развития обучающихся;
  • Проблемы традиционной системы обучения, формирующей пассивность ученика и необходимостью развития ответственности за результаты образования и личностного развития.
Таблица 2
Организационно-технологические
  • Противоречие между традиционной технологией достижения предметных результатов в рамках классно-урочной системы и необходимостью внедрения технологий формирования и развития метапредметных и личностных результатов;
  • Противоречие на уровне отсутствия интеграции, взаимодействия между педагогами-предметниками, организаторами внеурочной деятельности и дополнительного образования, а также недостаточная эффективность использования ресурсов партнеров;
  • Противоречие между пониманием необходимости формирования самостоятельности обучающихся и отсутствием достаточных инструментов и адекватных организационных решений
Таблица 3
Проблемы существующих условий
  • Противоречие между содержательными и нормативными требованиями к организации урочной и внеурочной деятельности и необходимостью реализации гибкой интегративной модели
  • Противоречие между классно-урочной системой как традиционной формой получения образования и потребностью в новых, нелинейных, пространственно-средовых формах организации образования с целью расширения и обогащения опыта подростков;
  • Противоречие между предметно-образовательной средой и необходимостью формирования особых пространств для проведения компетентностных практик;
  • Противоречие между пониманием оценки как процедуры выявления и фиксации образовательных результатов и необходимостью внедрения моделей формирующего оценивания, направленного на развитие регулятивно-рефлексивных компетенций и опыта саморегуляции.

Представляемый инновационный продукт направлен на комплексное решение актуальных проблем образовательной практики.

Следует выделить и более частные проблемы, наиболее часто вызывающие затруднения в образовательной практике нашей Гимназии.

Во-первых, введение ФГОС основного общего образования предполагает как ведущую задачу формирование метапредметных результатов образования. Организационно-педагогические формы, позволяющие решить эту проблему, существуют на уровне урочной и внеурочной деятельности, а также частично – в системе дополнительного образования детей. Проведенный анализ педагогических условий и содержания самостоятельной деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности в Гимназии показал, что наиболее уязвимыми являются условия формирования коммуникативных, регулятивно-рефлексивных и, следовательно, личностных результатов. Во-вторых, в основной школе как подростковой школе различных проб, обеспечивающих развитие личности, традиционно недостаточно представлены именно практики (погружения, разновозрастного общения, коммуникации, проектирования, работы в разных коллективах, предпрофессиональные, социально значимые), имеющие яркий событийный и интегративный характер и адресованные всем обучающимся без исключения. Это побудило нас начать разработку сценариев и других инструментов организации именно интегративных практик, сочетающих самостоятельные действия (пробы, коммуникацию, рефлексию, оценку, разновозрастное сотрудничество старших и младших) и раздвигающих традиционные рамки классно-урочной системы. В-третьих, формирование метапредметных и личностных результатов образования относится прежде всего к компетенции каждого учителя. Однако формирование метапредметных результатов педагогами еще только складывается как система и чаще всего не рассматривается на уровне управления (за исключением повышения квалификации и мониторинга результативности). Создание условий, требующих актуализации проектных умений педагогов, рефлексии собственной профессиональной деятельности и изменения профессиональной позиции, решает, в том числе, проблемы профессионально-личностного развития педагогических кадров.

Следовательно, интегративные практики направлены на формирование сквозной (5-9 классы) единой системы работы, выступающей как механизм реализации ФГОС ООО, способный обеспечить единство обучения, воспитания и развития обучающихся и предлагающий относительно новые подходы к организации образовательной деятельности. Они могут быть реализованы в любой школе с учетом потенциала и традиций, так как имеют универсальный характер. Такой подход к формированию метапредметных результатов объединяет всех участников образовательных отношений (детей, родителей, педагогов, социальных и сетевых партнеров) и формирует образовательное пространство развития личности обучающихся.

Особенностью предлагаемого опыта является управленческий характертак как решаются не локальные педагогические задачи, а комплексные задачи развития образовательной организации: обновление содержания и технологий образования, формирование образовательного пространства, профессионально-личностное развитие педагогических кадров, интеграция существующих ресурсов.

Описание концептуальных идей

Под интегративными образовательными практиками мы понимаем особым образом организованную деятельность подростка, направленную на получение и присвоение разнообразного опыта (познание, коммуникация, рефлексия, социальное взаимодействие), овладение метапредметными и личностными результатами образования.

Организация таких практик позволяет формировать образовательное пространство, основными признаками которого, в отличие от образовательной среды, для нас выступают дискретные, насыщенные образовательные события, формирующие личный, субъектный опыт обучающихся, и система взаимодействия субъектов образовательных отношений . Таким образом, образовательное пространство – это система динамичных отношений, опирающаяся на образовательную среду (образовательные среды) как средство социального воздействия на личность ребенка. Можно выделить несколько уровней таких отношений: личностный, групповой, институциональный. Личностные результаты, согласно современным исследованиям (В.И.Слободчиков, Г.Н.Прозументова, А.Г.Асмолов и другие) формируются нелинейно, имеют кумулятивный и дискретный характер. Поэтому интегративные практики становятся инструментом формирования личного событийного опыта, условиями для проживания и его присвоения. Коммуникация, специфические групповые процессы, возрастные задачи развития подростков влияют на интенсивность этого опыта. А институциональный уровень пространства в данном контексте понимается на уровне организации разнообразных образовательных событий участниками образовательных отношений.

Таким образом, в основе нашей модели лежат следующие основные педагогические идеи: обеспечить проведение тематических интегративных образовательных практик обучающихся 5-9 классов, используя возможности нелинейного расписания, с целью максимального погружения в самостоятельную деятельность. Каждый вид практики (коммуникативной, проектно-исследовательской и социально-познавательной) сопровождается рефлексией личностного развития и целеполагания новых достижений, получения обратной связи, взаимодействия участников.

Учитывая анализ типичных условий образовательной деятельности, мы предлагаем следующее организационное решение: выделение специальных дней, полностью посвященных задачам развития личностных и метапредметных результатов на основе организации развивающих занятий в смешанных, отличных от классов группах (в перспективе – разновозрастных группах), новых организационно-педагогических форм проведения образовательных занятий, использования ресурсов партнеров. Выделение таких дней рассматривается как завершение определенных учебных циклов (например, конец четверти), корректировка рабочих программ (выделение особых условий формирования метапредметных результатов – метапредметные, интегрированные занятия, уроки обобщения и др.), проектирование интегрированных образовательных событий, в том числе социально ориентированных (социальные пробы, тематические события и т.д.), совместные события с участием партнеров гимназии.

Модель организации интегративных образовательных практик обучающихся, обеспечивающих достижение метапредметных и личностных результатов образования в основной школе, включает следующие компоненты: концептуальный (обоснование идей, целеполагание и планируемые результаты), организационно-технологический (логика организационных действий), организационно-педагогический (совокупность условий), инструментально-педагогический (шаблоны документов, сценарии, диагностические и оценочные методики и др.).

Цели, задачи, полученные и прогнозируемые результаты организации интегративных образовательных практик в основной школе

  1. Образовательные цели (модуль образовательных результатов обучающихся)

    Образовательные цели формирования предметных, метапредметных и личностных результатов зафиксированы в основной образовательной программе гимназии и представляют собой систему сформированных действий (образовательных компетенций), ценностей и отношений. На достижение этих целей направлена вся образовательная деятельность школы. Применительно к реализуемой органиазционно-педагогической модели речь должна идти о конкретных результатах, которые можно получить при организации интегративных образовательных практик обучающихся основной школы. Поэтому правомерно начать с компетентностной модели образовательных результатов.

    Проведенный нами анализ отечественной и зарубежной литературы показывает, что понятие «компетентность» определяется как

    • способность, самостоятельность, правомочность, предназначенность для выполнения конкретных функций или решения задач;
    • как способность и готовность человека к действиям
    • обладание личностью специальными знаниями в необходимом объеме, умение ими пользоваться в типичных и нестандартных ситуациях, как особенность видов и способов деятельности, которая обеспечивает успешность решения поставленных задач.

    Таким образом, следует отметить, что понятие «компетентность» не совпадает с известными понятиями уровня и качества обученности, и ее формирование должно быть поставлено перед образовательным учреждением как самостоятельная задача.

    Придерживаясь системного и субъектно-деятельностного подходов, в качестве рабочего мы приняли следующее определение компетентности: это целостное личностное образование на основе интеграции опыта, теоретических знаний, практических умений и значимых личностных качеств, обусловливающих готовность личности к непосредственному выполнению деятельности. Компетентность гимназиста можно рассматривать на уровне готовности к решению любых, заранее не заданных задач в неопределенных условиях. Моделируя познавательные, коммуникативные и рефлексивные задачи интегративные образовательные практики создают условия для формирования интегральной учебной компетентности подростка – умения обучаться в общении. Компетентностная модель гимназиста – это описание того, что может освоить обучающийся, получивший опыт различных образовательных практик, это модель образовательных результатов реализации организационно-педагогической модели, предлагаемой нами в качестве инновационного продукта.

    Таблица 4
    Компетентностная модель гимназиста
    Уровень учебных действий
    Компонент готовности к решению проблем Компонент взаимодействия Компонент самоорганизации и самооценки
    Обучающийся может понять проблему, задать уточняющие вопросы Обучающийся может обсудить проблему со сверстниками Обучающийся может оценить свою готовность к решению проблемы, предложить конкретные действия по ее решению
    Обучающийся может вступить в учебное сотрудничество со сверстниками не только своего класса Обучающийся может работать в группе, исполняя разные роли, принимая на себя ответственность за общий результат Обучающийся может оценить свой личный вклад в решение проблемы, проанализировать свои сильные и слабые стороны
    Обучающийся может работать в гетерогенной, в том числе разновозрастной, группе Обучающийся готов взаимодействовать на продуктивной основе с любым участником образовательного события Обучающийся готов к позитивной оценке деятельности тех, кто вступал с ним в сотрудничество, анализирует оказанную помощь, личные затруднения
    Обучающийся может предлагать вариативные и альтернативные решения проблемы Обучающий может учитывать иные точки зрения, аргументировать свою, высказывать предложения Обучающийся может оценивать предложенные решения, используя критериальные шкалы оценки
    Обучающийся может участвовать в разработке индивидуальных и групповых проектов разного вида Обучающийся готов к публичной защите и представлению продуктов, разработанных в процессе проектно-исследовательской деятельностия Обучающийся может провести самооценку и экспертизу продуктов по заданным критериям
    Обучающийся умеет осуществлять поиск информации, структурировать ее и оценивать Обучающийся умеет организовать обсуждение информации при работе в группе и в парах Обучающийся может планировать свою деятельность при работе с информацией
    Личностный уровень
    Обучающийся умеет осознавать ответственность за результаты своей деятельности Обучающийся готов к выполнению групповой роли и готов отвечать за поставленную ему в условиях групповой работы задачу. Обучающийся доводит до конца принятую или поставленную группой задачу
    Обучающийся доводит до конца принятую или поставленную группой задачу Обучающийся готов корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения в условиях группового взаимодействия Обучающийся может оценивать свои действия на основе тех или иных ценностей, выбирать стратегию поведения, анализировать и корректировать свои действия, давать критическую оценку своей работе